Возникновение эмоций.

 

 


Питание для продления жизни

Питание, здоровье и продолжительность жизни
Когда становятся стариками
В чем сущность старения
Ускорители старения
Избыточный вес
Умеренно - ограниченное питание
О калорийности питания
За счет чего надо ограничивать питание
Свойства жиров предупреждать атеросклероз
Холестерин - враг или друг?
Сливочное масло
Белки
Витамины
Противосклеротические витамины
Картофель
Минеральные соли
Оздоровители кишечника
Режим питания

 

 

Мозг и эмоции 

 Механизмы возникновения эмоций и их влияние на функции организма сложны. Они развивались в процессе эволюции, способствуя оптимальному решению важных с биологической точки зрения задач.

 Материальная основа мира человеческих чувств, эмоций — нервная система состоит из головного и спинного мозга, а также нервных проводников двух видов. Одни берут начало в тканях внутренних органов, в мышцах, коже и т. д., где имеются как бы микроминиатюрные датчики, воспринимающие сигналы о ходе жизненных процессов в тканях и раздражениях внешней среды (температурных, болевых, тактильных). Эти сигналы — импульсы передаются в «верхние этажи», в мозговые центры.

 Оттуда тоже идут сигналы — либо к внутренним органам (по вегетативным волокнам), либо к мышцам (по двигательным).

 Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ и жизнеобеспечение органов и систем тела. Одни ее волокна (симпатические) передают импульсы, которые зарождаются в высших симпатических центрах. Они расширяют зрачок, повышают тонус кровеносных сосудов, усиливают сердечную деятельность и тормозят двигательную активность (перистальтику) желудочно-кишечного тракта.

 Волокна другого типа (парасимпатические) берут начало в высших парасимпатических центрах и оказывают противоположное действие. Они суживают зрачок, снижают силу и частоту сердечных сокращений, усиливают перистальтику желудка и кишечника, а также активность выделения пищеварительных ферментов.

 Это, так сказать, низшие отделы нервнорегуляторного аппарата. Они подчинены высшим регуляторным центрам в головном мозге.

 Ни симпатические, ни парасимпатические высшие центры не определяют нервно-психическую деятельность. Но ее интенсивность, напряженность и направленность определенным образом влияет на состояние и реакции внутренних органов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Особенно тесны и очевидны связи между вегетативными функциями органов и эмоциональным фоном жизни. В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций.

 Самая древняя его часть — мозговой ствол. В его структуре имеется так называемый промежуточный мозг, состоящий из таламуса и гипоталамуса. Вместе с другими образованиями ствола эта часть головного мозга называется подкоркой, так как ее покрывает сверху эволюцитонно более молодой отдел — кора или мантия.

 Это высшее координирующее и регулирующее образование организма, своеобразный командный пункт. Средоточие эмоций — подкорка (гипоталамус и некоторые другие образования), а в качестве высшего интегратора импульсов — кора головного мозга. И в то же время высшие вегетативные (симпатические и парасимпатические) центры органически входят в те отделы мозга, которые ответственны за возникновение эмоций, являясь как бы частью аппарата эмоций.

 От инстинктов к эмоциям

 Внешняя среда оказывала решающее влияние на эволюцию всего живого. Это выражалось не только в том, что под воздействием отдельных ее факторов (радиации, других физических или химических агентов) в организмах возникали новые свойства (мутации). Они появлялись и при других обстоятельствах, например в результате разнообразных комбинаций наследственного вещества при скрещивании. Возникшие новые свойства могли закрепиться в последующих поколениях или исчезнуть без следа. Роль сортировщика, браковщика этих свойств в процессе эволюционного развития играла все та же внешняя среда.

 Если новое качество в конкретных условиях существования повышало приспособительные возможности организма, то в последующих поколениях обладателей этого качества становилось все больше и больше. Оно могло облегчать способ защиты или добывания пищи, обеспечивать многочисленное и жизнеспособное население или способствовать заселению неосвоенных пространств планеты.

 Если новое качество снижало приспособляемость, то обладатели этого качества, как менее приспособленные, быстро погибали в борьбе с внешней средой. Внешняя среда как бы производила отбор наиболее удачных вариантов и давала им «зеленую улицу».

 Впрочем, о значении, наследственности (мутациях), изменчивости и естественном отборе все слышали, читали, и повторять здесь о них нет смысла. Важно лишь: подчеркнуть, что под влиянием ЭВОЛЮЦИИ у живых организмов появились определенные формы реагирования на внешние раздражители.

 Наиболее простые из них — инстинкты. Это закодированная и передающаяся из поколения в поколение программа деятельности организма под воздействием тех или иных факторов. Инстинкты материнства, защитный, половой и другие — это устойчивые наследственные реакции. Они наблюдаются у высокоорганизованных животных или же представляют собой программу всей жизни у насекомых.

 Жизнь пчелы, как и муравья, запрограммирована от начала и до конца. Программа определяет размножение и сохранение потомства, добывание пищи, защиту и т. д. Но эта программа слишком жестка, непластична, она не способна приспосабливать организм ко всему многообразию внешних воздействий. У высших млекопитающих в процессе эволюции в наследственном веществе были запрограммированы главные, наиболее важные для сохранения жизни реакции. Кроме того, у них в процессе эволюции развился аппарат экстренного реагирования на те или иные воздействия внешней среды. Это аппарат эмоций. Он и обеспечивает высокую приспособляемость в зависимости от характера воздействий внешней среды. Таким образом, аппарат эмоций является системой биологического приспособления, дополняя и уточняя запрограммированные реакции в конкретных условиях действия внешней среды. Эмоции возникают не сами по себе. Они возникают под влиянием деятельности коры головного мозга. Кора головного мозга получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды организма. Путем анализа и синтеза она делает заключение о их состоянии и только в случае необходимости (опасность/ повреждение целостности организма или угрозы ему, недостаток пищи и пр.) включает аппарат эмоций.

 Вот примерная схема возникновения одной из простейших эмоций — ощущение голода. Когда организм израсходует поступившие с пищей питательные вещества, он начинает испытывать неприятные, беспокойные чувства, которые мы называем голодом. Механизм их появления таков. Дефицит питательных веществ и особенно глюкозы в крови раздражает нервные окончания. Импульсы передаются в подкорковые образования головного мозга (таламус и гипоталамус), а затем в кору. Кора после анализа импульсов и оценки состояния внешней среды (отсутствие пищи) делает заключение и посылает разряды в образования подкорки, названные нами аппаратом эмоций. Здесь и зарождаются неприятные ощущения. Возбуждение из аппарата эмоции вновь направляется в кору головного мозга и изменяет ее деятельность. Прекращаются все виды деятельности, кроме одной, направленной на поиски, добывание пищи. Так формируется поведенческий акт под влиянием аппарата эмоций. У хищного животного, допустим, это будет розыск и охота за жертвой. Можно видеть, что поведенческая реакция является адекватной состоянию организма. Механизм возникновения других простейших эмоций (страх, боль, ярость) такой же. Он не имеет принципиальных различий у человека и животных.

 Эмоции, однажды возникнув в результате какой-либо мотивации, существуют до тех пор, пока целенаправленные действия не устранят вызвавшую их причину. В случае голода это будет насыщение, в случае опасности — уход от нее или победа над врагом и пр. При этом отрицательные эмоции сменяются положительными.

 Между прочим, на этом основана выработка условно-рефлекторных связей, а следовательно, и обучение, накопление жизненного опыта. Аппарат эмоций у человека достиг чрезвычайно высокой степени развития, что обусловлено воздействием социальной среды. Мир его эмоций не ограничивается элементарными физиологическими реакциями, как у животных. У человека появились эмоции высшего порядка — это его чувства, вызванные социальной средой, воспитаним, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека.

 Еще несколько слов о положительных эмоциях. Положительные эмоции всегда доставляют удовольствие. Ученым известно, что любые эмоции тонизируют, усиливают деятельность коры головного мозга. В процессе обучения положительные эмоции имеют огромное значение. Было показано, что в том случае, когда обучающемуся нравится предмет, его усвоение происходит гораздо быстрее, чем в случае безразличного отношения к предмету.

 Эмоциональный комплекс (положительный или отрицательный) имеет видимый и невидимый компоненты. К видимым компонентам эмоций относятся речь, мимика, жесты и вообще двигательные реакции, к невидимым компонентам — изменение деятельности внутренних органов и систем. В первую очередь изменяется тонус вегетативной нервной системы, за ним - деятельность сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и обмена веществ. Невидимые компоненты неуправляемые, а видимые компоненты можно подавить усилием воли. Воспитанием можно добиться подавления внешнего компонента эмоций, но не внутреннего. Тем же воспитанием можно добиться того, что эмоции вообще не возникнут при действии тех или иных факторов социальной среды. Так, например, люди, привыкшие трудиться, либо не испытывают при этом никаких эмоций, либо у них появляется ощущение удовлетворения. Если человек не приучен к труду, труд у него всегда порождает отрицательные эмоции.

Следующая

загрузка...

Записки психолога.


Популярные статьи:
Крапива
Старение
Потливость
Почки